Перекресток Птицы:  главная |  проекты |  мастерская |  хобби |  библиотека |  друзья |  форум

Жилище Древней Греции

Дворцы
Общий вид греческих городов
Богатый дом V и IV веков
Обстановка
Основание городов
Размеры государства. Гражданская община.
Общественные классы
Гражданство
Описание Парфенона
Многоцветность в архитектуре
 


Реклама:

Основание городов
 
Греки думали, что место для города должны выбрать и указать божества. Когда собирались основывать новый город, они всегда спрашивали совета у Дельфийского оракула. Геродот указывает, что желание спартанца Дориея дерзнуть построить город, "не спросив совета оракула и не исполнив предписанных обрядов", расценивалось как незаконный поступок или безумие, и благочестивый историк не удивляется, что город, построенный вопреки всем законам, просуществовал не больше трех лет. Фукидид, вспоминая день основания Трои, рассказывает о жертвоприношениях этого дня. Тот же историк говорит нам, что у афинян были свои особые обряды, всегда соблюдавшиеся при основании колонии. В одной комедии Аристофана есть достаточно точная картина этой церемонии. Изображая основание города Птиц, он, конечно, имел в виду обычаи, соблюдавшиеся людьми при основании городов: вот почему он вывел на сцену жреца, возжигавшего огонь и взывавшего к богам, поэта, воспевавшего гимны, и оракула, дававшего предсказания.
 
Павсаний, прибыв в Мессению, расспросил жрецов об основании города Мессены и передал нам их рассказ. Это событие произошло во времена Эпаминонда. Три века назад мессеняне были изгнаны из своей страны и жили без отечества, но благочестиво храня свои обычаи и свою народную веру. Фивяне хотели вернуть их на Пелопоннес, чтобы у Спарты был враг под боком, но труднее всего было склонить мессенян. Эпаминонд, имея дело с суеверными людьми, решил пустить в ход предсказание оракула, повелевавшее народу вернуться в свое исконное отечество. Чудесные явления подтверждали, что народные боги мессенян, изменившие им в эпоху завоевания, вновь стали к ним благосклонны. Тогда этот народ решился вернуться на Пелопоннес вслед за войском фивян. Но требовалось узнать, где можно было построить новый город, потому что нечего было и думать о занятии древних городов страны: все они были осквернены завоеванием. В данном случае невозможно было посоветоваться с оракулом, потому что пифия была тогда на стороне Спарты, К счастью, боги могли и по-другому выражать свою волю; один мессенский жрец видел сновидение, в котором явился ему один из богов и сказал, что он поселится на горе Итоме1 и зовет туда же свой народ. Таким образом, место для нового города было указано, оставалось еще узнать обряды, необходимые для его основания, а мессеняне их позабыли и не знали, как построить город; позаимствовать же обряды фивян или какого-либо другого народа они не могли. Опять помог сон: боги приказали одному мессенянину отправиться на гору Итому, найти там тис рядом с миртом и раскопать землю в этом месте. Он повиновался и откопал урну, а в ней находились оловянные листочки, на которых оказался написан полный обряд священной церемонии. Жрецы сразу же переписали его в свои книги. Быстро распространилось мнение, что урна была зарыта там одним из древних мессенских царей еще во время завоевания страны. Как только обряды стали известны, началось основание. Сначала жрецы совершали жертвоприношения, взывая к древним богам Мессении, к Диоскурам, к Юпитеру Итомскому, к чтимым предками героям. По мнению древних, все эти покровители страны покинули ее в тот день, когда враг стал хозяином края; теперь их заклинали вернуться. Читались заклинания, которые непременно должны были заставить их поселиться в новом городе вместе с гражданами. Это было главное. Перевести с собой богов было самым заветным желанием человека, и надо полагать, что священная церемония не имела иной цели. Они призывали к себе своих героев, своих божественных предков и богов страны и хотели заклинаниями и обрядами прикрепить их к этой земле, которую готовились занять сами и заключить их в той предельной черте, которую собирались провести вокруг города. Вот отчего они говорили им: "Пойдемте с нами, божественные существа, и станем жить вместе в этом городе". Первый день был весь посвящен жертвоприношениям и молитвам. На другой день провели городскую черту; в это время народ пел священные гимны.
(Фюстель де Куланж. Древняя гражданская община.)
 
вверх к меню
реклама:
Яндекс.Метрика Business Key Top Sites