Перекресток Птицы:  главная |  проекты |  мастерская |  хобби |  библиотека |  друзья |  форум

Жилище Древней Греции

Дворцы
Общий вид греческих городов
Богатый дом V и IV веков
Обстановка
Основание городов
Размеры государства. Гражданская община.
Общественные классы
Гражданство
Описание Парфенона
Многоцветность в архитектуре
 


Реклама:

Многоцветность в архитектуре
 
Использование различных красок в украшении греческих храмов в настоящее время факт установленный, но еще не достаточно известны качества и композиции употреблявшихся тонов.
 
Глазурованные или раскрашенные вещи из терракоты, находящиеся в большом количестве в музеях Палермо и Олимпии, представляют, по-видимому, типичную окраску греческих зданий; цвета, чаще всего встречающиеся на них, - это молочно-белый, черный, темно-красный и желтый. Были также открыты и некоторые следы окраски на разных зданиях, уцелевших от древности.
 
В дорических храмах триглифы окрашивались в темно-синий цвет; на метопах красный цвет служил фоном для цветных украшений, для бронзы и барельефов; наконец, поясок, проходящий ниже триглифов над архитравом, окрашивался в темно-красный цвет. Что касается остальных частей здания, то окраска их была, по-видимому, самая разнообразная. Так, например, у Парфенона, так же как и у храма Зевса в Олимпии, архитрав был белого цвета, на нем выделялись прибитые позолоченные щиты, соединявшиеся между собой металлическими узорами и меандрами*; в то же время храм в Эгиде имеет архитрав, сохранивший до настоящего времени следы красной окраски. Что касается окраски колонн, то относительно этого у нас нет никаких сведений и, за исключением пальмовых листьев на капителях Пестума, нам ничего неизвестно и об окраске капителей. Некоторые полагают, что все белые места штукатурки и мрамора, не исключая колонн и скульптурных изображений на метопах и фронтонах, были покрыты цветной краской. Другие, напротив, убеждены, что скульптуры как на фронтонах, так и на метопах должны были по большей части оставаться белыми, так же как и колонны, и что менее пестрая окраска отдельных частей храма более соответствует греческому духу.
 
Впрочем, примеры разноцветных украшений, применявшихся к белым орнаментам, встречаются довольно часто: в Олимпии карниз храма Зевса был покрыт пальмовыми листьями, выделявшимися своей окраской на белизне мрамора, и хотя львиные головы этого карниза и были усилены окраской, все же мрамор оставался почти везде видным. Детали украшений слезников были по большей части окрашены; слезник оставался белым или же украшался орнаментом по белому фону. Быть может, употребляли и золото для украшения тимпанов на фронтонах, сережек у триглифов и модильонов, а также для фона, для скульптурных или цветных изображений на метопах.
 
Иногда многоцветность получалась от соединения материалов различных тонов, как, например, от соединения золота и слоновой кости на статуях.
 
Бронза, по-видимому, употреблялась очень часто. Так, барельефы на метопах оттенялись орнаментами из золоченой бронзы; статуи на фронтонах имеют часто многочисленные пустоты, говорящие о том, что некоторые части костюмов, щиты, дротики и т. д. были сделаны из металла; бронзовые чаши сверкали на углах фронтонов, и вызолоченные щиты были размещены по архитравам.
 
Эти замечания верны как относительно внутренности храма, так и его внешнего вида. Оружие, размещенное на архитравах и потолке, мраморные или металлические статуи, столы, треножники, золоченые вазы и разные ткани еще больше усиливали блеск красок, принадлежавших самой архитектуре. Можно составить себе представление о великолепии некоторых святилищ по тому обилию произведений искусства, которые, по словам Павсания, были в них нагромождены. Статуи, портреты, богатая мебель украшали внутренность, а на стенах были изображены мифологические события или такие случаи, где божество играло важную роль.
 
Ионические памятники менее изучены, но и они сохранили многочисленные следы окраски. В Приене, Гали-карнассе, Эфесе, по-видимому, допускались лишь два тона: несколько блеклый синий и матовый темно-красный. Оба этих цвета применялись по некоторому порядку; синий употреблялся для мулюр на полном свету, тогда как красный цвет по преимуществу встречался во впадинах мулюр, предназначенных оставаться в тени, покрывая нижние части слезников и впадины кессонов. Плоские части карниза, фриза и архитрава, ствол и основания колонн оставались белыми. Золото, быть может, употреблялось в ионических зданиях на расцветку капителей и для большого выделения украшений.
 
Таковы принципы многоцветности в изученных до сих пор ионических и дорических храмах. Следы орнаментов, открытые на мраморе некоторых архитравов и на штукатурке внутри и снаружи зданий, показывают, что иногда большие белые поверхности архитрава, фриза и карниза расписывались, что давало сооружению более пестрый вид. Эти украшения, вероятно более многочисленные внутри зданий и в портиках, состояли из завитков пальмовых листьев, различных сплетений, меандров17 и т. д., имевших, по-видимому, большое сходство по форме и цвету с теми украшениями, которые мы видим на расписных вазах.
 
(Лалу. Греческя архитектура.)
 
вверх к меню
реклама:
Яндекс.Метрика Business Key Top Sites