Перекресток Птицы:  главная |  проекты |  мастерская |  хобби |  библиотека |  друзья |  форум

Жилище Древней Греции

Дворцы
Общий вид греческих городов
Богатый дом V и IV веков
Обстановка
Основание городов
Размеры государства. Гражданская община.
Общественные классы
Гражданство
Описание Парфенона
Многоцветность в архитектуре
 


Реклама:

Обстановка
 
1. Сидения. Дифф — низкий стул без спинки на четырех ножках, расположенных или в виде буквы X, или перпендикулярно сидению. В первом случае он легко складывался, так как само сиденье состояло из переплетенных ремней; во втором случае он не складывался, и сиденье было наглухо приделано к ножкам. Прибавляя к нескладывающемуся диффу спинку, получали клисмос, очень похожий на наши стулья. Дроносом назывался стул, несколько больший по величине, со спинкой и подлокотниками. В храмах седалища для богов назывались тронами, в частных домах они были почетным местом хозяина дома и его друзей. Так как эти троны из-за их внушительных размеров передвигать было затруднительно, то иногда они наглухо прикреплялись к стенам. Их, как правило, делали из твердого дерева, а троны для богов и правителей часто из мрамора. Почти все они были богато украшены орнаментами. Обычно их покрывали мягкими шкурами, коврами или подушками. Для того чтобы взобраться на них, часто приходилось пользоваться особой скамейкой.
 
2. Постели. Деревянное основание для античного ложа представляло собой удлиненный дифф. Если удлиняли дифф с перекрестными ножками, получали походную кровать; если удлиняли дифф с прямыми ножками, получали нечто похожее на скамью без спинки. Прибавляя одну спинку в изголовье, другую в ногах и, наконец, третью по длине, получали мебель, отчасти похожую на наши диваны. В качестве материала использовали сосну, клен и бук. Мебель делалась из бука или целиком, или им оклеивали более простой материал. Деревянные части кроватей, которые не закрывались тканями,— ножки и спинки — делались особенно тщательно. Ножки украшались резьбой или вытачивались; остальные части часто покрывались инкрустацией из золота, серебра или слоновой кости.
 
У Гомера нигде не говорится о подушках или других предметах роскошного ложа. Постель богатого человека состояла, во-первых, из толстых шерстяных покрывал, служивших для подстилки вместо матраца. Иногда под покрывала подстилали овечьи шкуры. Вместо одеял использовали плащи или особые покрывала. Спали без одежды, часто ею же и укрывались. Позднее Гомера начали использовать матрац, состоявший из полотняного или шерстяного чехла, набивавшегося смесью из шерсти и перьев. Этот матрац покрывали одеялами. Подушки дополняли постель.
 
У греков были еще ложа для чтения, письма и даже для пиршеств. Они их покрывали мягкими и пушистыми тканями, отличавшимися нежностью и яркостью цветов; одна или две подушки, туго набитые, поддерживали тело в полусидячем положении или служили опорой для левой руки.
 
3. Столы. Столы использовались только для того, чтобы во время еды ставить на них посуду. Их делали квадратными, круглыми или овальными, на трех ножках или на одной и в общем они походили на наши, но были значительно ниже, так что их верхняя доска едва достигала высоты ложа. Ножки столов выполнялись с большим вкусом. Им охотно придавали форму ног животных или заканчивали их копытами Столы изготовлялись главным образом из бука и впоследствии стали украшаться бронзой, благородными металлами и слоновой костью.
 
4. Сундуки. Греки хранили свою одежду в сундуках различной величины.
 
* Древние изображения на вазах показывают нам устройство и размеры самых больших из таких сундуков. Внутри них свободно могло поместиться двое взрослых людей. Крышка у них была плоская и открывалась на петлях. Они обычно стояли на невысоких ножках в форме звериных ног. Сундуки, куда прятали серебро, документы и драгоценности, помещались, как правило, в самой отдаленной части дома (Саглио. Словарь древностей).
 
Не думаю, чтобы в глубокой древности были известны комоды с выдвижными ящиками или стоячие шкафы с дверцами. Изображения такого рода мебели встречаются на памятниках только более поздней эпохи. Сундуки для хранения одежды, часто упоминающиеся у Гомера, имели, без сомнения, некоторое сходство с нашими старинными сундуками. Их покрывали изображениями и резными украшениями в виде инкрустаций из металла и слоновой кости. Изображения таких сундуков редко встречаются на памятниках, но зато часто попадаются изображения маленьких ручных ящичков для хранения различных предметов туалета и драгоценностей. В эпоху Гомера вместо замка служила полоска материи, завязывавшаяся узлом. Впоследствии концы этой полосы стали склеивать с помощью особой мастики или воска и опечатывать перстнем-печатью. Позже стали запирать эти ящички замками.
 
5. Хозяйственная утварь. Среди посуды, предназначавшейся для хранения запасов провизии, пифос занимает первое место по своей величине. Это круглый глиняный сосуд без ножек, оканчивавшийся внизу или заостренным концом, или плоским дном. В первом случае его не делали большим и он закапывался в землю для устойчивости; во втором - он достигал больших размеров и делался с широким горлом. Стамнос походил на пифос, но делался меньших размеров. Бикхос принадлежал к этому же типу. Во всех этих сосудах хранили вино, масло, фиги (инжир), различные соления. Амфорой называлась ваза с двумя ручками, с широким овальным туловом, с шейкой более или менее длинной и с горлышком, пропорциональным объему; часто она стояла на подставке, но часто также заканчивалась острым дном, и тогда ее приходилось или прислонять к стене, или ставить на особую подставку. Кадос - разновидность амфоры. Гидрией назывался род кувшина с третьей ручкой, дававшей возможность погружать сосуд в воду и вынимать его затем оттуда, чтобы поставить на голову. Кофон употреблялся в дороге, а также воинами в походах; это была бутылка с узким горлом, с ручками и с довольно выпуклым туловом; она делалась из особого сорта глины, очищавшей воду от примесей. Таков же был и бомбилиос, из которого жидкость вытекала по каплям, с некоторым бульканьем. Лекифами назывались сосуды на подставке; они были продолговатой формы, имели ручку и предназначались для хранения благовоний. Алабастр - маленький цилиндрический сосуд, немного суженный к горлышку и снабженный двумя ушками, в которых иногда делались отверстия: при помощи нити, продетой в эти отверстия, его подвешивали. Этот сосуд предназначался для хранения благовонных эссенций. Сосуды, употреблявшиеся для смешивания вина с водой за трапезой и при возлияниях, носили одно общее название - кратеры. Кратер представлял собой очень выпуклую вазу с широким горлом, двумя ручками по бокам и с подставкой, придававшей ему устойчивость; впрочем форма кратеров была очень разнообразна.
 
* У греков не было принято пить чистое вино. Перед пиром слуги смешивали вино с водой в кратерах в определенной пропорции, устанавливавшейся заранее. Затем кратеры ставили на стол, и каждый гость сам черпал из них, когда хотел, или приказывал сделать это рабу-виночерпию (Потье. Словарь древностей). - Золотые, серебряные и бронзовые кратеры часто были среди религиозных приношений. Кратерами пользовались также и для украшения садов; тогда их делали из мрамора.

 
Для разливания имелись следующее сосуды: арибалл - широкий снизу и суживающийся к горлышку и похожий, как говорит Атеней, на затянутый шнурком кошель; ойнохоя, хус и прохус - представлявшие некоторое сходство с нашими кувшинами; котиль - обычно служивший для измерения емкости, использовался также и как сосуд для разливания, а за столом им пользовались для питья чистого вина; киаф - род ковша с длинной ручкой, дававшей возможность черпать из кратера, не погружая пальцы в жидкость. Были сосуды для питья: фиала25 - плоская чаша без ручки и без подставки, с несколько выпуклым дном; килик - чаша с двумя ручками, стоявшая на очень грациозной подставке; скифос - большая чаша с двумя ручками, с плоским или заостренным дном; кантара - чаша с высокими ручками и на высокой подставке; кар-хэсион - продолговатая чаша, слегка утолщенная посредине тулова, с двумя ручками, доходившими до дна; и, наконец, ритон или керас, имевший форму рога. Что касается кухонной посуды, то от нее не осталось никаких следов, кроме нескольких вещей. Хитра - котел или большой горшок с двумя ручками; в нем варили мясо и овощи. Иногда ее делали на трех ножках, но обычно она ставилась на треножник. Аэбэс, делавшийся чаще всего из меди, был почти такой же. В наших музеях имеется несколько экземпляров старинных блюд; все они очень массивны, а рыбы, изображенные на них, красноречиво говорят об их прошлом назначении (сюда можно прибавить вертел, кухонную вилку и нож). Калат представлял собой корзину, сплетенную из тростника или камыша, довольно узкую у основания и постепенно расширявшуюся; в нее клали шерсть для ткания ковров и вышивания. Можно было также класть в нее цветы, фрукты и прочие овощи и плоды. Во время обеда хлеб и нежные печенья подавались в плоских круглых или овальных корзинах с ручками. Они служили также для приношений богам; в процессии Панафиней участвовали девушки, называвшиеся канефорами.
 
*Так называемые ночные горшки были известны грекам. Они составляли необходимую принадлежность пиров и попоек. Они подавались гостям рабами. Есть даже основания для предположения, что отдельный горшок полагался каждому гостю, так как Эсхил и Софокл изображали в своих пьесах, утерянных в настоящие время, пьяных греков, разбивавших эти горшки об головы.
 
6. Факелы и светильники. Для освещения и обогревания комнат греки уже со времен Гомера пользовались жаровнями на высоких ножках для сжигания сухих дров или стружек. У них были также смоляные факелы, состоявшие из длинных и тонких сосновых лучин, связанных корой тростника или папируса. Позднее придумали подобие футляров из металла или глины с гладкой поверхностью, наполнявшихся внутри смолистыми веществами; они назывались фанами. Эти приборы, как правило, помещались в средину глиняного горшка, куда падали угли и стекала смола. Точное время появления в Греции масляных светильников или ламп неизвестно; во всяком случае, в конце V века они уже были в употреблении. Они делались из глины или металла и были самых разнообразнейших форм; у них имелись два отверстия: одно для заливания масла, в другое вставлялся фитиль. Ночью для освещения улицы пользовались факелами или фонарями - светильниками, вставленными в прозрачный рог. Огонь зажигали от углей, тлевших под пеплом очага; впрочем, греки умели добывать огонь быстрым трением двух кусков дерева, из которых один, заостренный в виде колышка, входил в другой.
(Гюль и Конер. Античная жизнь.)
 
вверх к меню
реклама:
Яндекс.Метрика Business Key Top Sites