Перекресток Птицы
  Мастерская
графика
логотипы
обои
клипарт
юзерпики
web-дизайн
  Хобби
бисер
исторический костюм
коллекция костюмов
фото с ролевых игр
путешествия и впечатления
моя литературщина
  Проекты
"Автор ищет издателя"
"Тюмень в фотографиях"
"Курган в фотографиях"
"Сад ветвящихся дорожек"
"Парнас. Вершина творчества"
cross-roads.ru:   |  English  |  Russian
It's my dream, it's my art, it's my life. With love, Elena Balina
  Библиотека
"Жилище Древней Греции"
История клипера "Катти Сарк"
"Русские доспехи"
"Ретро автомобили"
"Ретро автомобили" Коллекция открыток Виталия Ивановича Першина
"Основные стили мебели в истории"
  Друзья
"Арена изящной словесности"
Литературная страничка Марии Хамзиной. Стихи о жизни и любви. Рассказы. Поэтическая Дуэль. Форум.
 
"Актуальное портфолио"
Статьи из портфолио журналиста Марии Саплиновой
 
"Братушка МакМёрфи"
Творчество Вадима Шарапова (Лейтенанта). Стихи. Рассказы. Эссе. Обзоры книг и фильмов. Форум
 
"Земными тропами"
Фотовзгляд геолога. Фотографии из разных экспедиций.
 
"Место под солнцем"
Литературная страничка Натальи Сергеевой. Стихи, публикации, проза, форум. Друзья.
 
"Страничка Наталии Воронинской"
Творчество. Проза: черная готика и киберпанк, романы, рассказы. Форум
  Контакты
обратная связь

реклама:
Хобби: ИСТОРИЧЕСКИЙ КОСТЮМ
главная  :  словарь терминов  :  одежда в деталях

Древняя Греция. Вольфганг Брун и Макс Тильке



греческий хитон. способы драпировки античного костюма. Элементом древнейшей "догомеровской" одежды греков является четырехугольный шерстяной плат, который пришедшее с севера племя дорийцев принесло с собой в Элладу. Он был одинаковым и у мужчин и у женщин, но как мужская одежда имел название хлена, а как женская — пеплос. Его оборачивали вокруг тела и прихватывали на плечах заколками. Это и была так называемая дорийская одежда, созданная по совершенно оригинальному принципу — без кройки и шитья. Этот принцип можно считать открытием древнейшей эллинской культуры. По-видимому, под хленой мужчины носили узкий передник, повязанный вокруг бедер. Потом на месте этого передника сначала у самого восточного греческого племени — ионийцев появился элемент одежды, заимствованный на семитском Востоке и резко контрастирующий с пеплосом и хленой, — хитон: рубаха-юбка, повсеместно, без исключения, шитая, которую вскоре стали украшать искусно уложенными складками. Эта полотняная одежда, своей трубчатой формой и нарочитым изяществом противоречащая свободному характеру подлинно эллинского одеяния, стала господствующей на раннем этапе истории греческого костюма, в так называемый архаический период. Через ионийский мир она распространилась и среди других племен, пока греко-персидские войны не пробудили, вместе с сознанием противоположности эллинов и «варваров», также и тягу к национальной одежде и не привели к ее возвращению в том чистом, первоначальном виде, в каком она сохранилась у дорийских племен, особенно в Спарте. Однако заимствованные элементы не были полностью отвергнуты — они слились с исконными, чтобы в новом единстве расцвести в классическом греческом наряде.

Ионийская одежда, частично вытеснившая, как уже было сказано, старинную дорийскую, по свидетельству Геродота, была введена в Афинах в правление Писистрата (560 — 527 гг. до н.э.). Ионийский хитон был первой закрытой одеждой, которую греки могли носить без заколок. Короткий хитон служил повседневной одеждой, длинный — преимущественно праздничным нарядом пожилых и знатных людей, но его надевали и возничие во время состязаний; наконец, хитон со шлейфом был принадлежностью островных греков. Женский гардероб благодаря ионийской моде стал намного богаче: кроме шитого полотняного хитона, который играл важную роль наряду с дорийским пеплосом, появился ряд новых форм, например скроенная и сшитая верхняя одежда с рукавами, по форме сходная с современными блузами и жакетами. Надо думать, что эта ионийская женская одежда была не только изящной и пикантной, но и богатой и нарядной, так как для нее использовали не только чисто белое полотно, но и украшенное отделкой, а также роскошные восточные ткани. Ионийский наряд, как уже говорилось, был оттеснен на задний план после греко-персидских войн и пробуждения национального самосознания. Реформа началась со Спарты и — в большей или меньшей степени — охватила всю Аттику. Теперь хорошим тоном стали считаться простота и сдержанность. Слияние дорийского стиля с ионийским следует представлять себе таким образом: дорийский стиль отказался от сильного натяжения и тесного прилегания тканей, дав складкам возможность падать свободно, а ионийский утратил свою чрезмерную, искусственную утонченность, отчего выиграли в живописности драпировки.

В результате этого слияния возник классический стиль греческой одежды, каким он является в V и IV вв. до н.э. Только эта одежда, совершенно независимая от диктата моды, — с крупноволнистыми линиями тяжелых драпировок, или легко парящая, или с подвижными мягкими складками, всегда соответствующая обстоятельствам, — давала дышащему под нею телу возможность жить собственной жизнью. Нужно сказать еще о следующих деталях. Хлена мужчины доходит до колен и подпоясывается. Пеплос женщины окутывает всю фигуру. Верхняя треть или четверть куска ткани отворачивается наружу, затем весь кусок складывается вдвое по вертикали. Верхняя точка сгиба помещается под левым плечом, а участки кромки с обеих сторон от нее выводятся на плечо и здесь скрепляются (застежкой или булавкой); потом передняя и задняя части полотнища таким же образом соединяются на правом плече. Пеплос можно было также подпоясывать. Однако эта старинная форма дорийского пеплоса, сохранившаяся, в частности, в Спарте, вскоре была видоизменена: боковые кромки справа стали сшивать от бедра до низа, так что возникла разновидность тесно прилегающей юбки, которую подпоясывали в талии.

Хитон — рубаху со швом на плечах поначалу носили как мужчины, так и женщины, мужчины — не подпоясывая, вместе с покрывающей левое плечо накидкой — гиматием. Женский хитон мог и не сшиваться — тогда он скреплялся застежками на плечах. Его стали подбирать с помощью пояса на талии (или — позже — под грудью) таким образом, что поверх пояса свисала складка материи (kolpos — греч. лоно, утроба; пазуха), которая иногда принимала вид отдельной накидки. Наряду с нею носили также настоящую накидку (diploidion, diplax), которая пропускалась под левой рукой и выводилась на правое плечо, где скреплялась застежкой. Гиматий, прямоугольный кусок материи длиной около 1,5 м и шириной около 3 м, играл роль плаща. Один его угол забрасывали сзади через левое плечо вперед, остальное протягивали поперек спины, пропускали под правой рукой и забрасывали другой угол через левое плечо назад. Чтобы гиматий лучше держался, в его четыре угла зашивали маленькие свинцовые грузы. Женщины часто носили гиматий как покрывало, набрасывая его и на голову. Мужчины могли носить его без хитона, как единственную одежду. В противоположность просторному гиматию — одежде женщин и взрослых мужчин — юноши (эфебы) и молодые воины носили хламиду — легкий короткий плащ для верховой езды, также прямоугольный (1 м в длину, 2 м в ширину), с цветной каймой и кистями на нижних концах. Его накладывали на левое плечо, а верхние концы соединяли на правом застежкой — аграфом. Хламида происходит из Фессалии. Вместе с этим маленьким плащом для верховой езды и путешествий большей частью носили дорожную войлочную шляпу петас — плоскую, с маленькой плотной тульей и широкими круглыми (или дугообразно вырезанными) полями, как, например, у посланца богов Гермеса. Этот головной убор тоже фессалийского происхождения. Из других мужских головных уборов следует назвать шапки: круглую кожаную, остроконечную или конусообразную войлочную — пилос и так называемую фригийскую с падающим вперед верхом.

Женских шляп греческий костюм почти не знал, так как обычай вообще запрещал греческой женщине появляться на улице. Тем большее значение придавалось искусно сделанной прическе. Исключение для женского головного убора делает более поздний эллинистический период, принесший некоторое смягчение суровых нравов: судя по восхитительным статуэткам элегантных беотиек из Танагры, они охотно носили оригинальную фессалийскую соломенную шляпу, которая, вероятно, прикреплялась булавками поверх прикрывающего голову гиматия или насаживалась на свободно сплетенную конусообразную гильзу подобно тем плетеным шляпам, которые и сейчас носят в Индокитае для защиты от солнца. Кроме гиматия, женщины закрывали голову очень коротким покрывалом (kredemnon), которое доходило до глаз, а сзади свободно падало на затылок и спину.

Относительно цвета тканей, за неимением достаточно хорошо сохранившихся памятников, можно высказывать только предположения, опирающиеся на свидетельства древних писателей. Маловероятно, что греческая одежда имела только естественную окраску шерсти и полотна. Об ионийских греках мы знаем, что они любили одеваться ярко — так, чтобы это бросалось в глаза. Демокрит из Эфеса в VI в. до н.э. описывает пеструю одежду в ионийских городах; Шлиман при раскопках гробниц в Микенах обнаружил много украшений для одежды, сделанных из листового золота. Гомер говорит о пестрой хлене мужчин, украшенной цветами и различными сценками на красочном фоне. Описаны темно-пурпурные хламиды, затканные звездами (а первоначально эта фессалийская одежда была очень скромной), и т.п. Для женской одежды тоже хватало красок: Гомер называет пестрыми также и пеплосы. Некоторые цвета имели особое назначение, например шафранно-желтый — для праздничной одежды, огненно-красный — для боевого облачения спартанцев, чередование полос ярких цветов — убранство гетер. К этому добавлялось разнообразие узоров — полосы, четырехугольники, точки; шашечный и цветочный узоры. Мы вправе считать греческую одежду красочной (в наименьшей мере — в ранний период, в наибольшей — о чем свидетельствуют эллинистические статуэтки из Танагры — в поздний), тем более что, как известно, многие скульптуры раскрашивались, а элементы зданий — храмов и домов — имели цветную отделку.

Женский наряд дополняли различные украшения: ожерелья, браслеты, серьги, кольца и диадемы или налобные повязки.

вверх к меню

Смотреть также

главная  :  словарь терминов  :  одежда в деталях

разное:

раритетная книга по костюмам
статьи по истории костюма из журналов
немного инфы по корсетам
Журналы мод, СССР, 70-е годы 20 века

одежда по эпохам и странам:

Древний Египет
Н.М. Каминская
Вольфганг Брун
Древняя Греция
Р.В. Захаржевская
Н.М. Каминская
Вольфганг Брун
Древний Рим
Р.В. Захаржевская
Н.М. Каминская
Вольфганг Брун
Византия
Н.М. Каминская
Вольфганг Брун
Европейский костюм:
Средневековье
Вольфганг Брун
800-1100 гг.
XII — XIII вв
1370 — 1480 гг
Р.В. Захаржевская
Раннее средневековье
Готика
Н.М. Каминская
Cредневековье
Возрождение
Вольфганг Брун
Италия 1420 — 1490
Италия 1500 — 1550
Германия 1510 — 1550
Испания 1550 — 1620
Р.В. Захаржевская
Обзор эпохи
Италия
Франция
Германия
Испания
Англия
Н.М. Каминская
Возрождение
XVII век
Н.М. Каминская
XVIII век
Н.М. Каминская
XIX век
Н.М. Каминская
Клуб подводного плавания "Немо" — профессиональный дайвинг в городе Кургане
 
- Курсы подводного плавания
- Аренда оборудования, продажа снаряжения
- Организация драйв-сафари в России и за рубежом
- Начальные курсы CMAS с выдачей международного сертификата
 
Телефон: 8 (3522) 55-80-77
8 922-563-19-18 (Инструктор Александр Барышев)
 
Яндекс.Метрика Business Key Top Sites