Перекресток Птицы
  Мастерская
графика
логотипы
обои
клипарт
юзерпики
web-дизайн
  Хобби
бисер
исторический костюм
коллекция костюмов
фото с ролевых игр
путешествия и впечатления
моя литературщина
  Проекты
"Автор ищет издателя"
"Тюмень в фотографиях"
"Курган в фотографиях"
"Сад ветвящихся дорожек"
"Парнас. Вершина творчества"
cross-roads.ru:   |  English  |  Russian
It's my dream, it's my art, it's my life. With love, Elena Balina
  Библиотека
"Жилище Древней Греции"
История клипера "Катти Сарк"
"Русские доспехи"
"Ретро автомобили"
"Ретро автомобили" Коллекция открыток Виталия Ивановича Першина
"Основные стили мебели в истории"
  Друзья
"Арена изящной словесности"
Литературная страничка Марии Хамзиной. Стихи о жизни и любви. Рассказы. Поэтическая Дуэль. Форум.
 
"Актуальное портфолио"
Статьи из портфолио журналиста Марии Саплиновой
 
"Братушка МакМёрфи"
Творчество Вадима Шарапова (Лейтенанта). Стихи. Рассказы. Эссе. Обзоры книг и фильмов. Форум
 
"Земными тропами"
Фотовзгляд геолога. Фотографии из разных экспедиций.
 
"Место под солнцем"
Литературная страничка Натальи Сергеевой. Стихи, публикации, проза, форум. Друзья.
 
"Страничка Наталии Воронинской"
Творчество. Проза: черная готика и киберпанк, романы, рассказы. Форум
  Контакты
обратная связь

реклама:
Хобби: ИСТОРИЧЕСКИЙ КОСТЮМ
главная  :  словарь терминов  :  одежда в деталях

КОСТЮМ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (IX-XII века).
Р.В. Захаржевская



"Сказал из Тронеге Гаген: Какой-нибудь значок нашейте на одежду".
"Песнь о Нибелунгах"

От периода великого переселения народов европейцам остались меховые и кожаные плащи, кожаные и костяные элементы защитной одежды (панцири), примитивная обувь и обмотки для штанов. С таинственного и призрачно далекого Востока как драгоценность и малодоступная роскошь изредка приходили легендарные ткани и благовония.
 
В обилии создаваемые народами бронзовые и костяные обереги и украшения, накладные и навесные, орнаментальные обрамления которых выполнялись в зверином стиле составляли арсенал культурных завоеваний ремесла. Все это и легло в основу романского стиля костюма (Звериный стиль - изображение животных или отдельных частей их тела, подвергнутое орнаментальной стилизации. Звериный стиль характерен для искусства скифов, кельтов, восточных и западных славян). Это длинные и короткие туники, надеваемые одна на одну; плащи - от шкур до сшитых кусков ткани, сколотых, связанных, прошнурованных, с отделкой и без; штаны - короткие, до колен и длинные, прикрепленные обмотками к икрам и заправленные в кожаные чулки или обувь - постолы. Одежда мужчин и женщин была однородной, различаясь по длине и украшениям. Бедра у тех и других охватывал пояс с прикрепленными к нему оружием, оберегами, гребнями и кошельками (с появлением денег). Колты - височные подвески, венцы, крепящие волосы, шейные гривны, браслеты - защита запястья, серьги, амулеты, щитки из металла на груди, пряжки на поясах и на плащах украшали и заполняли плоскости одежды. В соединении с грубой фактурой ткани, мехом плащей, капюшонами и длинными волосами они производили суровое впечатление и несли в сочетании определенный эстетический эффект.
 
Простота формы одежды характерна для всех классов средневекового общества. Писатель IX века Эгинхарт оставил нам описание одежды Карла Великого: "Рубаха, штаны, чулки с обмотками, туфли, меч на перевязи; зимой - нагрудник из шкуры выдры, закрывающий горло и грудь, плащ". В торжественных выходах на плечи надевалась мантия. В русском языке существует три определения накидного полотнища: плащ, набрасываемый на плечи, застегивающийся или скрепленный, изготовлялся из разных фактур; корзно - драгоценный, подкройный плащ с застежкой на правом плече; мантия - торжественная ткань, на подкладке, обширная по размеру (царская - длинная с треном), богато украшенная. Мантии подбивались черными соболями с белыми пятнышками, мехом горностая, куницы. Знатные люди носили зимние плащи с подкладкой из мелких шкурок дешевого меха. Большую роль играли декоративные украшения -- вышивки, накладки из металла, служившие регалиями, оберегами, геральдическими признаками.
 
Умение определить сущность стилевого единства в тех или иных атрибутах оформления исторического спектакля через фактурные признаки вещей является одним из современных методов раскрытия образа драматургии. Поэтому воздействие на зрителя через осязаемую фактуру стало правомерным для современного искусства декорации театра и кино. Физическая сила как главенствующий признак жизнеспособности людей раннего Средневековья проявляется в одежде и ею поддерживается. Вот почему спектакли, адресованные к временам романского Средневековья, акцентируют его выражение в оформлении фактур, ассоциирующих с понятием примата грубой силы. Иллюстрацией к вышесказанному могут служить черно-белый фильм "Король Лир" Козинцева и цветной фильм "Красная мантия" (Дания - Швеция), повествующий о времени, описанном в величавых сагах Скандинавии.
 
Жестокий первозданный ландшафт одухотворяет развернутое на его фоне действие. Быт прост и примитивен и существует как производное рук человека, с трудом освоившего простейшие блага - крышу, очаг, огонь, нары для сна, топчан для еды.
 
"...Предметы быта, одежда, утварь, кольчуги воинов и их простые мечи - все эти немые участники... обрели значение и смысл, потому что они возвращены в свою стихию, в прошлое, живущее на экране, в своем особом, несколько замедленном и величавом ритме..." Т. Хлоплянкина. Красная мантия // Искусство кино, 1969, № 1.
 
Грубая шерсть плащей и туник сурова, как скалы пейзажа, и только молодость лиц, цвет волос и белизна улыбок отделяют живое от мертвой материи. Тепло вязаных шалей, обрамивших скорбные лица матерей,- единственное "тепло", которое осязает зритель, ибо чувства женщин скованы правилами чести и долга. Скупой антураж превращается в участника действия, создает монолит образа средневековья и тесно, органично связанных с эпохой людей в их суровом единении с природой, чьими детьми они остаются.
 
Кожа, дерево и медь, господствующие в оформлении спектакля "Король Лир" (Англия), выявили в союзе грубой фактуры, в первозданности ее сочетаний идею эпохи, идею столкновения неприкрытых человеческих страстей. Совершенство исполнения кожаных одежд только усиливало ассоциацию их органического естественного происхождения, а фон из грубо сколоченных досок массивного стола или трона Лира, блеска меди в примитивных формах кружек или грубой плоскости неуклюжего щита, молчаливо и выразительно включавшиеся в текст Шекспира, создавали декорацию, точную по адресу эпохи и активную по передаче ее настроения.
 
Костюм - это восприятие человеком окружающей действительности в форме материальной и пригодной для существования в определенных условиях. Вот почему если основное условие целесообразности, предъявляемое к формированию костюма, на разных этапах истории материальной культуры совпадает и имеет в образовании формы малейшие точки соприкосновения, то мы наблюдаем повторы и возвращение к одним и тем же видам форм одежды и фактур, ее образующих.
 
Идея целесообразности, уже более полувека диктующая нормы современного костюма, совпала с идеей целесообразности в костюме отдаленной ступени человеческой культуры. Доказательством тому служит распространение в современной моде средневековых форм костюма (естественно, приемлемых для времени), и наоборот, в искусстве театральном и кино костюмы, одолженные у современной моды, укладываются в схему костюмов Средневековья, чем достигается, очевидно, желаемое постановщиком ассоциативное, образное совпадение в проявлении вечных человеческих чувств.
 
Примеры: вязаные, как современный свитер, кольчуги - "Генрих IV" в БДТ; современный свитер и накидка - "Гамлет" худ. Боровского (Театр на Таганке). Грубая фактура трикотажа с объемным валиком воротника - как средневековый ворот капюшона - работают на одну идею - связь времен.

вверх к меню

Смотреть также

главная  :  словарь терминов  :  одежда в деталях

разное:

раритетная книга по костюмам
статьи по истории костюма из журналов
немного инфы по корсетам
Журналы мод, СССР, 70-е годы 20 века

одежда по эпохам и странам:

Древний Египет
Н.М. Каминская
Вольфганг Брун
Древняя Греция
Р.В. Захаржевская
Н.М. Каминская
Вольфганг Брун
Древний Рим
Р.В. Захаржевская
Н.М. Каминская
Вольфганг Брун
Византия
Н.М. Каминская
Вольфганг Брун
Европейский костюм:
Средневековье
Вольфганг Брун
800-1100 гг.
XII — XIII вв
1370 — 1480 гг
Р.В. Захаржевская
Раннее средневековье
Готика
Н.М. Каминская
Cредневековье
Возрождение
Вольфганг Брун
Италия 1420 — 1490
Италия 1500 — 1550
Германия 1510 — 1550
Испания 1550 — 1620
Р.В. Захаржевская
Обзор эпохи
Италия
Франция
Германия
Испания
Англия
Н.М. Каминская
Возрождение
XVII век
Н.М. Каминская
XVIII век
Н.М. Каминская
XIX век
Н.М. Каминская
Клуб подводного плавания "Немо" — профессиональный дайвинг в городе Кургане
 
- Курсы подводного плавания
- Аренда оборудования, продажа снаряжения
- Организация драйв-сафари в России и за рубежом
- Начальные курсы CMAS с выдачей международного сертификата
 
Телефон: 8 (3522) 55-80-77
8 922-563-19-18 (Инструктор Александр Барышев)
 
Яндекс.Метрика Business Key Top Sites