Перекресток Птицы
  Мастерская
графика
логотипы
обои
клипарт
юзерпики
web-дизайн
  Хобби
бисер
исторический костюм
коллекция костюмов
фото с ролевых игр
путешествия и впечатления
моя литературщина
  Проекты
"Автор ищет издателя"
"Тюмень в фотографиях"
"Курган в фотографиях"
"Сад ветвящихся дорожек"
"Парнас. Вершина творчества"
cross-roads.ru:   |  English  |  Russian
It's my dream, it's my art, it's my life. With love, Elena Balina
  Библиотека
"Жилище Древней Греции"
История клипера "Катти Сарк"
"Русские доспехи"
"Ретро автомобили"
"Ретро автомобили" Коллекция открыток Виталия Ивановича Першина
"Основные стили мебели в истории"
  Друзья
"Арена изящной словесности"
Литературная страничка Марии Хамзиной. Стихи о жизни и любви. Рассказы. Поэтическая Дуэль. Форум.
 
"Актуальное портфолио"
Статьи из портфолио журналиста Марии Саплиновой
 
"Братушка МакМёрфи"
Творчество Вадима Шарапова (Лейтенанта). Стихи. Рассказы. Эссе. Обзоры книг и фильмов. Форум
 
"Земными тропами"
Фотовзгляд геолога. Фотографии из разных экспедиций.
 
"Место под солнцем"
Литературная страничка Натальи Сергеевой. Стихи, публикации, проза, форум. Друзья.
 
"Страничка Наталии Воронинской"
Творчество. Проза: черная готика и киберпанк, романы, рассказы. Форум
  Контакты
обратная связь

реклама:
Хобби: ИСТОРИЧЕСКИЙ КОСТЮМ
главная  :  словарь терминов  :  одежда в деталях

Византия. Вольфганг Брун и Макс Тильке



Когда мы сегодня говорим о «византийстве», то высокомерно подразумеваем под ним совершенно определенное умонастроение, а именно подобострастно-льстивую покорность подданных перед вышестоящими, готовность выполнить любое их пожелание. Между тем первоначально это слово обозначало только неограниченную власть императора в Восточной Римской империи, требовавшую рабского повиновения. После того как римский император Константин Великий в 313 г. принял христианство, а в 330 г. перенес свою резиденцию в Византии (который с этого времени стал называться Константинополем), здесь, на границе Западной и Восточной империй, возник новый центр могучего Восточноримского государства. Здесь христианство и римско-эллинистическая культура образовали новое единство, которое, будучи усилено политически благодаря жесткой централизации власти, дельным чиновникам и незаурядной дипломатии, еще в течение ряда столетий оказывало решающее влияние на судьбы мира. Следует различать три периода истории Византии:
1) ранневизантийский (284 — 610 гг.), к которому относится окончательное разделение Римской империи на Восточную и Западную (395 г.). В то время как Западная Римская империя в результате великого переселения народов поначалу досталась устремившимся на Запад германцам, Восточная при императоре Юстиниане (527 — 565 гг.) присоединила Италию и Северную Африку; император был одновременно главой государства и церкви;
2) средневизантийский (610 — 1025 гг.), когда Египет и частично Передняя Азия отошли к арабам, которые, однако, в 677 г. вынуждены были остановиться перед твердыней Константинополя. В этот же период произошло окончательное отделение Византии от Западной Римской империи (Карл Великий был провозглашен в Риме императором);
3) поздневизантийский (1025 — 1453 гг.) — период внутренних феодальных распрей и наступления турок-сельджуков и норманнов.

Все это надолго ослабило центральную власть. Крестовые походы (с 1096 г.) также затруднили ее реставрацию. Уже после того как соединенные силы крестоносцев из всех главных западноевропейских стран в 1204 г. (во время четвертого крестового похода) взяли Константинополь штурмом, в правление Михаила Палеолога удалось в последний раз восстановить на некоторое время (с 1261 г.) центр Византийской империи, но, ослабленный внутренней и внешней смутой, Константинополь в 1453 г. был окончательно захвачен турками во главе с султаном Османской империи Мехмедом II. В византийском государстве вся культурная жизнь находилась под влиянием огромного штата придворных и оставалась в узких и неподвижных рамках раз и навсегда очерченного церемониала. Этой цели должна была служить и одежда. Традиция связывала ее с одеждой эпохи Римской империи, но к этому добавилось многообразное влияние Востока. Роль посредника играла сначала блестящая новоперсидская (сасанидская) культура, несколькими столетиями позже — арабская.

Что касается формы и покроя, то оба пола в принципе хранили верность антично-римской одежде. Основные компоненты византийского костюма — длинная рубаха-юбка с рукавами (туника или хитон) и плащ, который набрасывался сверху и скреплялся аграфом на правом плече. Этот плащ походил на римский сагум или лацерну (lacerna — верхнее, преимущественно дорожное, платье с капюшоном), однако был длиннее римского, причем у знати изготавливался из дорогого материала с богатой отделкой, часто с четырехугольной вставкой на груди — знаком высокого положения, подобным широкой полосе (clavus latus) на тунике римского сенатора. Такие плащи постоянно носили знатные византийцы, император Юстиниан, его придворные чиновники, а также императоры более позднего времени, тогда как одеждой придворных чиновников в XI в. стала застегивающаяся на груди узкая, без единой складки накидка, которая закрывала также и руки. Этот мотив окутывания всех членов тела со временем проявляется все сильнее, так что даже туника с рукавами, доходящая до ступней, постепенно становится совершенно гладкой и, лишенная складок, напоминает мешок. Наряду с плащом — повседневной одеждой придворных — встречаются изображения другого плаща, который, по преданию, носили только Христос, апостолы и некоторые святые: он имеет форму гиматия древних греков или, точнее, ту идеальную форму, которую сохраняют христианские образы и в современном искусстве. Античные формы одежды дополняются сугубо восточными мотивами: прежде всего это богатая (иногда — чрезмерно богатая) отделка, разнообразие окраски и блеск материала. Византия с жадностью принимала восточные шелковые ткани, которые вдобавок расшивались узорами и орнаментом (большей частью с христианской символикой). Богатая отделка из золотых полосок, украшенных драгоценными камнями и жемчугом, покрывала всю поверхность одежды и усиливала впечатление прямолинейности и жесткости.

Жесткой и пышной была также и одежда знатных дам. Нижней одеждой служила туника (или стола), доходившая до ступней, плотно прилегавшая к шее, с длинными рукавами, узкими в запястье. Поверх нее нередко надевалась вторая туника с короткими открытыми рукавами. Обе туники также были богато украшены вышивкой, отделкой по краям и почти полностью утратили свой античный характер. Только плащ еще был близок к античному типу: он накладывался сзади на оба плеча, а концы спереди забрасывались накрест назад. В качестве верхней одежды встречается также пенула с вырезом для головы, как, например, у женщин из свиты императрицы Феодоры. Из таблицы также видно, что модой предусматривались различные виды верхней одежды в зависимости от сословия. Общее впечатление от византийской одежды — полная непроницаемость: наглухо закрыты руки, грудь и плечи. Нагота стала греховной. В византийской одежде — все скрывающей, все представляющей прямолинейным и плоским, полностью пренебрегающей телом — греко-римский идеал одежды перешел в свою противоположность.

вверх к меню

Смотреть также

главная  :  словарь терминов  :  одежда в деталях

разное:

раритетная книга по костюмам
статьи по истории костюма из журналов
немного инфы по корсетам
Журналы мод, СССР, 70-е годы 20 века

одежда по эпохам и странам:

Древний Египет
Н.М. Каминская
Вольфганг Брун
Древняя Греция
Р.В. Захаржевская
Н.М. Каминская
Вольфганг Брун
Древний Рим
Р.В. Захаржевская
Н.М. Каминская
Вольфганг Брун
Византия
Н.М. Каминская
Вольфганг Брун
Европейский костюм:
Средневековье
Вольфганг Брун
800-1100 гг.
XII — XIII вв
1370 — 1480 гг
Р.В. Захаржевская
Раннее средневековье
Готика
Н.М. Каминская
Cредневековье
Возрождение
Вольфганг Брун
Италия 1420 — 1490
Италия 1500 — 1550
Германия 1510 — 1550
Испания 1550 — 1620
Р.В. Захаржевская
Обзор эпохи
Италия
Франция
Германия
Испания
Англия
Н.М. Каминская
Возрождение
XVII век
Н.М. Каминская
XVIII век
Н.М. Каминская
XIX век
Н.М. Каминская
Клуб подводного плавания "Немо" — профессиональный дайвинг в городе Кургане
 
- Курсы подводного плавания
- Аренда оборудования, продажа снаряжения
- Организация драйв-сафари в России и за рубежом
- Начальные курсы CMAS с выдачей международного сертификата
 
Телефон: 8 (3522) 55-80-77
8 922-563-19-18 (Инструктор Александр Барышев)
 
Яндекс.Метрика Business Key Top Sites