Перекресток Птицы
  Мастерская
графика
логотипы
обои
клипарт
юзерпики
web-дизайн
  Хобби
бисер
исторический костюм
коллекция костюмов
фото с ролевых игр
путешествия и впечатления
моя литературщина
  Проекты
"Автор ищет издателя"
"Тюмень в фотографиях"
"Курган в фотографиях"
"Сад ветвящихся дорожек"
"Парнас. Вершина творчества"
cross-roads.ru:   |  English  |  Russian
It's my dream, it's my art, it's my life. With love, Elena Balina
  Библиотека
"Жилище Древней Греции"
История клипера "Катти Сарк"
"Русские доспехи"
"Ретро автомобили"
"Основные стили мебели в истории"
  Друзья
"Арена изящной словесности"
Литературная страничка Марии Хамзиной. Стихи о жизни и любви. Рассказы. Поэтическая Дуэль. Форум.
 
"Актуальное портфолио"
Статьи из портфолио журналиста Марии Саплиновой
 
"Братушка МакМёрфи"
Творчество Вадима Шарапова (Лейтенанта). Стихи. Рассказы. Эссе. Обзоры книг и фильмов. Форум
 
"Земными тропами"
Фотовзгляд геолога. Фотографии из разных экспедиций.
 
"Место под солнцем"
Литературная страничка Натальи Сергеевой. Стихи, публикации, проза, форум. Друзья.
 
"Страничка Наталии Воронинской"
Творчество. Проза: черная готика и киберпанк, романы, рассказы. Форум
  Контакты
обратная связь

реклама:
Хобби: ИСТОРИЧЕСКИЙ КОСТЮМ
главная  :  словарь терминов  :  одежда в деталях

Возрождение. Вольфганг Брун и Макс Тильке


ЭПОХА РЕФОРМАЦИИ 1510 - 1550 гг.

 
Подобно тому как в Италии решающее влияние на духовную жизнь и искусство оказало Возрождение, в Германии наибольшую роль в истории общественной мысли и религии сыграло реформирование католической церкви Мартином Лютером, принесшее с собой тяжелые социальные потрясения. Освобождение от уз, существовавших столетиями, не могло не повлиять на образ жизни и нравы общества, и, естественно, коснулось и мира одежды. Реформация в Германии повлекла за собой коренной переворот в истории костюма.
 
Уже в конце XV ст. это начало проявляться в покрое одежды: плотно прилегающая куртка и туго натянутые штаны-чулки были отвергнуты в принципе и преобразованы самым примитивно-наивным способом. Штаны и куртку просто разрезали в местах, где они плотнее всего облегали тело, то есть на плечах, локтях и коленях, и подкладывали в образовавшиеся «прорези» другую, преимущественно более светлую ткань (как бы имитируя рубаху), складки которой вздувались над прорезями. Обычно это новшество приписывается швейцарским и немецким ландскнехтам (наемным солдатам). «До этого времени никто не видел пестрой, разрубленной одежды, а теперь портным пришлось осваивать искусство накладывания заплат, так как вернувшиеся домой солдаты стали вводить всевозможные новшества», — писал гуманист Конрад Пелликан ок. 1490 г. Вскоре разрезы распространились на все другие части одежды — были разрезаны даже широкие башмаки и новый головной убор — плоский берет. Сначала знать сопротивлялась этим чудачествам, но когда сам император взял солдат под защиту («Оставьте их в покое; при их злосчастной и убогой жизни нужно дать им возможность пошутить!»), то поток новой моды, казалось, увлек за собой весь мир. «Zerhauen und zerschnitten nach adeligen Sitten» («разрублено и разрезано по благородному обычаю») — так называли сами ландскнехты эту отчаянно-живописную одежду, порождение истинно немецкой фантазии. Казалось, что грудь человека с трудом ловит воздух, тело требует возможности свободно двигаться, конечности и суставы хотят распрямиться и разорвать оковы. Не последнюю роль сыграла и любовь солдат к цветастой верхней одежде, украшениям и перьям на шляпах.
 
Характерные детали новой моды — широкий берет поверх круглого чехла для волос (kalotte); окладистая борода или толстые прямые усы; широкие рукава с разрезами; широкие, плоские, часто разрезанные башмаки; собранная в складки рубаха с оборкой на шее; верхняя одежда с длинными полами, собранными б складки, и — важное новшество — штаны и чулки, отделенные друг от друга, и подвязки под коленями.
 
И все же богатые бюргеры, патриции больших имперских городов, стоявшие на вершине власти, создали, независимо от крайних течений солдатской моды, свою собственную одежду, которая, являя собой сознательное отступление от чрезмерно рафинированной элегантности придворных кругов XV ст., демонстрировала главным образом солидность, богатство, великолепие ярких красок, мужскую силу и радость жизни.
 
В это неспокойное, полное превратностей время, отказавшееся от мягкости и стремящееся к силе, моду определяют мужчины. Вместо длинных локонов, которые еще ок. 1500 г. падали на открытые плечи, ок. 1520 г. появляется короткая прямая стрижка — Kolbe («стриженая голова»). Подбородок и щеки, которые до этого были совершенно гладкими, теперь обрамляются коротко и прямо подстриженными бородой и бакенбардами. Почти единственный головной убор, сохранившийся из множества шляп, чепцов и шапок прежних лет, — это большой плоский берет, который особенно любили состоятельные люди обоего пола в 1510 — 1530 гг. Он мог быть совсем скромным или, наоборот, нарядным — украшенным перьями, медалями или жемчугом; его надевали прямо или — кокетливо — набок. Для того чтобы он лучше держался, мужчины и женщины носили под ним плотно прилегающий чехол для волос, часто в виде затканной золотом сетки.
 
Рубаха теперь играет все более важную роль; собранная на груди в мелкие складки, она закрывает глубокий вырез куртки и завязывается на шее. К куртке, которая до этого была верхней одеждой, добавляются длинные, до колен, полы, собранные в складки, и широкие рукава, часто со шнуровкой, с разнообразными разрезами и буфами. Парадной одеждой горожанина была мантия, одновременно и верхняя одежда и плащ. Отделанная мехом, широкая, внушительная, она усиливала впечатление достоинства и значительности. Мантию часто носили и женщины; у них она достигала пят. Самой распространенной обувью была «коровья морда» (другие названия — «медвежья лапа», «утиный клюв») — плоские башмаки с коротким носком и широким разрезом сбоку. Женщины носили две юбки — одну поверх другой, часто с длинным шлейфом. Отделенный от юбки лиф с расшитым корсажем, поверх которого набрасывали короткую косынку, имел длинные и узкие рукава, украшенные разрезными буфами другого цвета на локтях и расширенные наподобие манжет на запястьях. На перчатках также могло быть несколько маленьких разрезов (для перстней). Длинная юбка со шлейфом или юбка, обшитая по краю широкими полосами бархата или сукна и едва касающаяся пола (т.н. «немецкая юбка»), падала вертикальными трубчатыми складками и эффектно контрастировала с горизонтальными линиями шнуровки корсажа и втяжек на рукавах. Большой бархатный берет обычно надевался поверх затканной золотом сетки для волос. Ступни женщины были закрыты — выставлять их напоказ считалось верхом неприличия. В целом женская мода того времени достойно дополняла мужскую.
 
Уже в 40~е годы XVI ст. одежда немецких горожан отчасти теряет свою внушительность и простодушную основательность. Все заметнее становится некая изысканная элегантность. В особенности это относится к местностям в нижнем течении Рейна, куда легче проникали влияния извне. Широкий мужской берет становится более узким и жестким; воротник рубахи, также и у женщин, — более высоким и узким, образуя плотную оборку — прототип более позднего испанского плоеного воротника. Борода также утрачивает свою почтенную широкую форму, становится острее и удлиняет лицо. Поверх открытой вверху куртки надевается широкая мантия с большими вздутыми рукавами, с мощными отворотами, однако теперь она уже значительно короче и застегивается на груди; благодаря мечу на поясе и узким трубчатым складкам она выглядит почти как длиннополая куртка. В результате укорочения мантии на виду оказались широкие штаны с продольными полосами, прообразом которых явно послужили разрезы на солдатских штанах, отошедшие в не такое уж далекое прошлое.
 
В женской одежде эпохи Реформации сходными средствами часто достигаются совершенно иные результаты: на юбку и корсаж нагромождается отделка, юбку заставляют падать плотными трубчатыми складками, а рубаху — высовываться на локтях из узких зашнурованных рукавов; в других случаях отдается предпочтение крупным, массивным формам рукавов и юбки без каких бы то ни было украшений. Старый обычай приподнимать платье с одной стороны во время ходьбы и танцев все еще сохраняется, поэтому нижнее платье отделывается все богаче. Вестфальские патрицианки носят оригинальный чепец с улиткообразным расширением сбоку для сохранения прически.
 
Мы не можем представить немецкую одежду этого времени в разных местностях, в городах и деревнях во всей полноте и разнообразии. Подобно Высокому Возрождению в Италии, эпоха Реформации в Германии была временем чрезвычайного разнообразия одежды.
 
Франция и Англия заимствовали у других стран некоторые частности, например у Испании — вышивку на платьях, тогда как кафтаны во Франции были короче немецких, куртки — без пол, береты — меньших размеров. Обе страны, Франция и Англия, предпочитали резко контрастирующим чистым цветам более нежные, мягкие тона и более светлые краски: например, во Франции нередко носили совершенно белую одежду, которая в Германии встречалась в исключительных случаях.
 
вверх к меню

Смотреть также

главная  :  словарь терминов  :  одежда в деталях

разное:

раритетная книга по костюмам
статьи по истории костюма из журналов
немного инфы по корсетам
Журналы мод, СССР, 70-е годы 20 века

одежда по эпохам и странам:

Древний Египет
Н.М. Каминская
Вольфганг Брун
Древняя Греция
Р.В. Захаржевская
Н.М. Каминская
Вольфганг Брун
Древний Рим
Р.В. Захаржевская
Н.М. Каминская
Вольфганг Брун
Византия
Н.М. Каминская
Вольфганг Брун
Европейский костюм:
Средневековье
Вольфганг Брун
800-1100 гг.
XII — XIII вв
1370 — 1480 гг
Р.В. Захаржевская
Раннее средневековье
Готика
Н.М. Каминская
Cредневековье
Возрождение
Вольфганг Брун
Италия 1420 — 1490
Италия 1500 — 1550
Германия 1510 — 1550
Испания 1550 — 1620
Р.В. Захаржевская
Обзор эпохи
Италия
Франция
Германия
Испания
Англия
Н.М. Каминская
Возрождение
XVII век
Н.М. Каминская
XVIII век
Н.М. Каминская
XIX век
Н.М. Каминская
Клуб подводного плавания "Немо" — профессиональный дайвинг в городе Кургане
 
- Курсы подводного плавания
- Аренда оборудования, продажа снаряжения
- Организация драйв-сафари в России и за рубежом
- Начальные курсы CMAS с выдачей международного сертификата
 
Телефон: 8 (3522) 55-80-77
8 922-563-19-18 (Инструктор Александр Барышев)
 
Яндекс.Метрика Business Key Top Sites