Перекресток Птицы:  главная |  проекты |  мастерская |  хобби |  библиотека |  друзья |  форум

История клипера "Катти Сарк"

Из книги Ивана Григорьевича Шнейдера "Операция парус. Наследники Катти Сарк"
СЧАСТЛИВАЯ ОШИБКА СТАРОЙ БЕЛОЙ ШЛЯПЫ
ЧАЙНЫЕ РЕЙСЫ
НА КРАЮ ГИБЕЛИ
ШЕРСТЯНЫЕ РЕЙСЫ КАПИТАНА ВУДЖЕТА
Поэма Бернса
Расчет водоизмещения Катти Сарк
Теоретический чертеж клипера
Конструкция корпуса
Схема общего расположения
Устройство клипера
Схема парусности
 

ШЕРСТЯНЫЕ РЕЙСЫ КАПИТАНА ВУДЖЕТА
 
Тем временем капитан Мур сумел довольно хорошо проделать очередной рейс в Австралию с генеральным грузом и возвратился домой, обогнув мыс Горн, впервые с грузом шерсти. Уиллис несколько оживился, когда узнал, что его "Катти" дошла до австралийского Ньюкасла за 79 дней, а вернулась - за 82. Это было лучшее время перехода, по сравнению со всеми другими парусниками, которые шли тогда же и тем же путем. Соперники отстали, одни на две-три педели, иные - на месяц. Никто не хотел верить, что старый чайный клипер мог так ходить! Разгадка была, очевидно, в том, что в штормовых плаваниях вокруг мыса Горн, там, где другие суда вынуждены были убавлять паруса, чтобы не оказаться задавленными тяжелыми волнами, "Катти Сарк" с ее мощной кормой, низкими мачтами и усиленной оснасткой легко несла сравнительно большую парусность и хорошо шла даже с попутным штормом.' Как бы то ни было, в 1883 г. капитану и команде "Катти Сарк>> были принесены поздравления, а хозяин нежданно-негаданно хорошо заработал на аукционе шерсти. Судно, которое первым успевало к январскому аукциону, избавлялось от необходимости платить за хранение шерсти и, кроме того, получало "премию" в виде безоговорочного предоставления ему причала под погрузку-выгрузку на следующий рейс, а право подходить без очереди значило немало!
 
На юте - у штурвала Катти Сарк <<<На юте - у штурвала "Катти Сарк".
 
"Катти Сарк" выдвинулась в число суперклиперов, которые боролись за то, чтобы прибыть в порт разгрузки как можно раньше, - это был вопрос их существования, этого требовал бизнес. Немаловажное значение имела и гонка сама по себе: победы давали рекламу и также приносили выгоду судовладельцу.
 
"Катти Сарк", наконец-то, было воздано должное! Выдающихся достижений в шерстяных австралийских рейсах клипер достиг при капитане Ричарде Вуджете. Первые два плавания за шерстью совершил еще Мур, Остальные десять - Вуджет; всем им сопутствовал "потрясающий", как писали тогда, деловой успех.
 
Мур получал от Уиллиса на содержание клипера смехотворно мало - 200 фунтов в год. Существовала тогда странная традиция, по которой капитан должен был добавлять к получаемой сумме деньги из собственного заработка. Капитаны поневоле становились дельцами, старались использовать свое положение, чтобы делать маленький бизнес. Перевозили, например, пассажиров, занимались тем, что в наши дни именуется контрабандой: выкраивали в битком набитом судне какое-то пространство для "своего" груза (ассортимент мог быть весьма разнообразен: ликер, дамские шляпы, породистые щенки и т. д.). Пенсий в те времена не существовало, капитанам приходилось самим заботиться о том, как они будут доживать свой век после ухода на берег...
 
Вуджет проявил блестящие способности, командуя еще одним из самых худших судов Уиллиса: даже на 35-летней развалине "Колдстриме" умудрялся приносить доход. Он заслужил "Катти Сарк", а Старая Белая Шляпа получил двойной выигрыш.
 
Как упоминалось, Уиллис сократил численность экипажа на своих клиперах на треть, а кроме того, половину оставшихся членов команды стал заменять неопытными, но зато бесплатными практикантами. Едва ли не все парусники того времени были своего рода закрытыми учебными заведениями: согласно контракту с судовладельцем практиканты работали и попутно обучались морскому делу. Благодаря тому, что капитан Вуджет, как выяснилось, обладал недюжинными педагогическими способностями, 12-13-летние мальчики, выходившие в свое первое плавание на "Катти Сарк", впоследствии показывали себя много лучше иных взрослых. Им повезло: их обучал человек, одно имя которого служило лучшей рекомендацией для поступления в морской колледж. Ни один из них за все эти годы не сбежал с клипера, а ведь побеги с парусных судов того времени считались делом обычным (тем более, что в Австралии молодые люди имели перспективу и заработки). Но в конце концов никто из них и не остался на парусных судах: один за другим уходили они на пароходы. Беспримерные плавания вокруг мыса Горн были совершены, хотя и трудно в это поверить, благодаря мальчишеским рукам. Клипера выполнили свою миссию: воспитали первоклассных моряков для парового флота, создали силу, которая помогла ускорить гибель их самих...
 
Все труднее становилось оправдывать австралийские кругосветные рейсы, а другой работы не находилось. В течение 10 лет ежегодно "Катти Сарк" находилась в море около 5 месяцев (примерно 70 дней до Австралии и 80 дней обратно вокруг мыса Горн), пару недель принимала генеральный груз, менее чем за месяц грузила шерсть. Все остальное время уходило на ожидание груза: месяц за месяцем судно стояло в австралийских портах. Не было возможности сделать добавочный рейс, не рискуя при этом упустить шерсть, нельзя было и сокращать экипаж. Надо еще иметь в виду, что любой парусный корабль, идущий без груза, не мог обходиться без заменяющего его твердого балласта ("Катти Сарк" принимала 460 т), который и сам по себе стоил денег, даже если это был камень или морской песок. Наконец, стоило денег уложить и убрать баллист. Работа с балластом, естественно, возлагалась на практикантов; опытных моряков в тот период насчитывалось на борту не больше восьми человек!
 
Прошли дни несчастий, которые некогда обрушивались на судно. Вуджет содержал клипер в отличном состоянии и превосходно командовал им, совершая курьерские плавания. "Катти Сарк" той поры выполняла их так хорошо, что старый Уиллис, не потерявший навязчивой идеи, задумал сделать еще одну попытку побить "чайный" рекорд. В 1886 г. он снова отправил "Катти Сарк" в Шанхай за чаем. В последний раз! Она доставила в Китай металлолом (эта перевозка не стоила ничего!). Как и следовало ожидать, чая для клипера не оказалось - напрасно простояли здесь четыре месяца. Чтобы не опоздать за шерстью, пришлось в балласте идти на Сидней. Таким образом, рекорды "Фермопил" (от Темзы до Мельбурна - 60 дней, от Мельбурна до Шанхая - 28 дней, от Шанхая до Темзы - 91 день) так и остались непревзойденными!
 
Зато на шерстяной линии "Катти Сарк" не знала равных: ее официально зарегистрированные в оффисе Ллойда рекорды при плавании от Сиднея или Ньюкасла до Темзы - это 67, 69, 70 дней. Здесь был побежден и но знавший до того поражений "Фермопилы"! В 1887 г. "Катти Сарк" доставила шерсть за 71 день, на 8 суток обогнав "Фермопилы" и на 18-20 суток - средние клипера!
 
Сегодня в трюме Катти Сарк. Выставка носовых украшений судов ХIХ века из коллекции Длинного Джона Сильвера -капитана Дж. С. Камберса <<< Сегодня в трюме "Катти Сарк". Выставка носовых украшений судов ХIХ века из коллекции "Длинного Джона Сильвера" - капитана Дж. С. Камберса
 
ПУТЬ В БЕССМЕРТИЕ
 
Но все это - гонки, штормовые переходы, победы - оказалось напрасным. Старый Уиллис вынужден был признаться в этом хотя бы самому себе. Перевозка малого количества груза обходилась все дороже, все интенсивнее вытеснялись клипера - уже и с австралийских линий - мощными пароходами с усовершенствованными машинами. И хотя "Фермопилы", проданный в Канаду на пять лет, еще ставил рекорды в транстихоокеанской торговле и два знаменитых соперника продолжали бороться друг с другом, дни обоих были сочтены. В конце концов оба судна были проданы лиссабонским судовладельцам. "Фермопилы" стал учебным кораблем "Педро Нуньес" португальского ВМФ, а "Катти Сарк", в 1895 г. переименованная в "Ферейру" - по фамилия новых хозяев братьев Ферейра, еще много лет перевозила грузы в атлантических водах.
 
Снова и снова боролся клипер с жестокими штормами. Еще раз потерял руль и сотни миль шел с аварийным рулевым устройством. Во время шторма в водах Вест-Индии "Ферейру" выбросило на мель, но, вопреки пессимистическим предсказаниям, судно благополучно сошло с нее, получив лишь незначительные повреждения. Добротно сделанный корпус оставался в прекрасном состоянии. Клипер совершил еще немало трансатлантических рейсов - из Лиссабона или Опорто ходил в Рио-де-Жанейро, к побережью Западной Африки, островам Зеленого Мыса. Время от времени бывал и на родине, посещая Ливерпуль, Кардифф, Лондон...
 
Носовое  украшение  одного из наследников  Катти   Сарк - учебного парусного судна <<<Носовое украшение одного из "наследников" "Катти Сарк" - учебного парусного судна "Сагреш" (Португалия). Фото из журнала "Morze".
 
В мае 1916 г. у берегов Южной Америки "Ферейра" лишился мачт. Восстанавливать полное вооружение было дорого, клипер перевооружили баркентиной; тем не менее ее легкий и грациозный корпус хорошо шел и с уменьшенной парусностью. "Ферейре" удалось пройти невредимой через все опасности, которые подстерегали ее в первую мировую войну. Но время шло, плавания старого судна, стоящего на пороге 50-летия, становились все короче, хотя португальцы и старались содержать бывший клипер как можно лучше.
 
С 1922 г. "Катти Сарк" оказалась не в состоянии оправдывать свое существование в глазах судовладельцев. Корабль был слишком мал, но имел слишком большую осадку и не мог заходить в мелководные порты, обходился слишком дорого, чтобы возить на нем грузы кожи или гуано. Сказалась и послевоенная депрессия. При таких-то печальных обстоятельствах, когда судно, кончая свой последний рейс, стояло у причала в Фалмуте, а хозяева решали, как поступить с ним дальше, на него случайно обратил внимание один британский капитан, когда-то плававший на "Катти Сарк": капитану довелось пройти на ней не один рейс под командой Вуджета. Такое не забывается! И вот теперь он не верил своим глазам, узнавая в запущенном старом паруснике когда-то великолепный клипер. Ни странное название, ни чужой флаг, ни намалеванные на борту фальшивые пушечные порты не могли ввести его в заблуждение. Прикинув свои возможности, Доумен решил купить прославленное судно, тем временем ушедшее в Португалию, и постараться сохранить его. По счастью цена не оказалась чрезмерной (3750 фунтов), он стал владельцем "Катти Сарк" и отбуксировал ее к родным берегам, снова в Фалмут. Доумен восстановил клипер, превратив его в учебное судно. В его планы входило оснастить клипер полным комплектом парусов и самому выйти на нем в море с будущими капитанами. Смерть помешала осуществить чудесную мечту.
 
Трудно   было  узнать в  запущенной  баркентине с накрашенными портами гордый клипер. Снимок 1922 г. <<< Трудно было узнать в запущенной баркентине с накрашенными портами гордый клипер. Снимок 1922 г.
 
Вдова капитана подарила судно Морскому колледжу и в 1938 г. 38 клипер со старым Вуджетом на мостике отбуксировали из Фалмута к месту расположения колледжа — в Темзу и ошвартовали на бочках рядом с прославленным учебным кораблем «Уорчестер». На этой стоянке в качестве тренировочного судна-базы и пребывал он в течение всей II мировой войны, не раз находился па грани гибели — над ним ревели немецкие самолеты, вокруг падали бомбы, вздымались языки огня.
 
Там оставался он до тех пор, пока специально созданное Общество сохранения «Катти Сарк» не приняло решения о его превращении в национальный памятник. 10 декабря 1954 г. клипер совершил самый последний рейс — небольшой переход по Темзе к месту вечной стоянки в Гринвиче. Во время прилива судно ввели в железобетонный котлован 6-метровой глубины, а когда вода ушла и клипер сел на выставленные под днищем кильблоки, перемычку заделали.
 
На торцевой стенке сухого дока появилась гордая надпись: «Здесь сохраняется «Катти Сарк» как памятник своего времени, как дань уважения людям и кораблям эпохи паруса».
 
вверх к меню
Яндекс.Метрика Business Key Top Sites

Услуги импорт товаров из сша в Россию.