Cross-road of the Bird:  home |  projects |  workshop |  hobbies |  library |  friends |  mail me

HISTORY OF CLIPPER "CUTTY SURK"

HAPPY ERROR OF THE OLD WHITE HAT
TEA VOYAGES
ON TO BRINK THE LOSSES
WOOLEN VOYAGES OF THE CAPTAIN OF WUDJET
Calculation of displacement to CUTTY SURK
Theoretical drawing of the clipper
Construction of the housing
Diagram of the general layout
Device of the clipper
Diagram of the wind-resistance area
 
WOOLEN VOYAGES OF THE CAPTAIN OF WUDJET
 
Meanwhile captain Moore knew how to make sufficiently well sequential voyage into Australia with the general load and returned home, after going around the cape of Horn, for the first time with the load of fur. Willis somewhat was revived, when he learned, that him "To katti" reached Australian Newcastle in 79 days, and it returned - for 82. This was the better time of passage, in comparison with all other sailboats, which dispatch at the same time and by the same way. Rivals remained, some to two-three apparitors, others - for the month. No one wanted to believe that the old tea clipper could so walk! Solution was, obviously, in the fact that in the gale floatings around the cape of Horn, where other vessels forced were to diminish sail in order not to prove to be the crushed heavy waves, "Cutty Surk" with its powerful stern, low masts and by the intensive rigging easily bore a comparatively large wind-resistance area and it went well even with the following storm.' However that may be, in 1883 to captain and commands "Cutty Surk > > were brought congratulation, and owner nezhdanno-negadanno earned well at the auction of fur. The vessel, which first managed to the January auction, got rid of the need for paying for the storage of fur and, furthermore, was obtained "reward" in the form of the unconditional assignment to it of moorage under the loading-unloading to the following voyage, and right to approach without the turn meant several!

 
On the quarter deck - in steering control Cutty Surk <<<On the quarter deck - in steering control "Cutty Surk".
 
"Cutty Surk" was advanced in the number of super-clippers, which fought for that in order to arrive in the port of unloading as early as possible, this was a question of their existence, this business required. Important value had race itself: victories gave advertisement and also brought benefit to shipowner.
 
"Cutty Surk", at long last, was rendered proper! The salient achievements in the woolen Australian voyages clipper reached with the captain Richard vudzhete. The first two floatings after the fur completed already Moore, Ostal'nye ten - Vudzhet; to all them accompanied "staggering", as they wrote then, business success.
 
Moore obtained from Willis to the content of clipper laughably little - 200 pounds per year. There was then a strange tradition, on which the captain had to add to the obtained sum of money from his own earnings. Captains willy-nilly became businessmen, they tried to use their position in order to make small business. They transported, for example, passengers, were occupied by the fact that during our days there is the smuggling: they cut out in by round rissole the well-packed vessel some space for "their" load (assortment it could be very diverse: liqueur, lady hats, thoroughbred puppies, etc.). Pensions in those times there did not exist, for captains it was necessary itself to worry about how they will live their century after withdrawal to the coast...
 
Wudjat to appeared the bright abilities, commanding one more of the very worst it was ship Willis: even on the 35- summer wreck "koldstrime" it taught to bring income. It deserved "Cutty Surk", and old white hat obtained dual gain.
 
As it was mentioned, Willis reduced the number of crew on his clippers by third, and furthermore, half of the remaining themselves members of command he began to substitute by inexperienced, but by free probationers. Almost all sailboats of that time were of their kind the closed educational institutions: according to contract with the shipowner the probationers worked and simultaneously were trained to the sea matter. Because of the fact that the captain Vudzhet, as it was explained, possessed unusual pedagogical abilities, 12-13- summer boys, who left in their first floating on "Cutty Surk", subsequently showed itself much better than others adult. By them it transported: them trained man, one name of which served as the best recommendation for the entering into the sea college. None of them in all these years ran out from the clipper, but indeed flights from the sail it was ship that time they were considered the matter usual (especially because in Australia young people had a prospect and earnings). But finally no one of them remained on the sail vessels: they departed one after others to the steamships. Unprecedented floatings around the cape of Horn were perfected, although it is difficult into this to believe, because of the boyish hands. Clipper they carried out their mission: they brought up first-class seamen for the steam fleet, created the force, which helped to accelerate the loss of their themselves...
 
Increasingly with more difficulty it was begun to justify Australian round-the-world voyages, but another work it was not located. For 10 years yearly "Cutty Surk" was located into the sea of approximately 5 months (approximately 70 days to Australia and 80 days conversely around the cape of Horn), the pair of weeks assumed general load, is less than in the month of plummet fur. All the remaining time departed to the expectation of the load: vessel stood month after the month in the Australian ports. Not there was possibility to make an additional voyage, without risking in this case to miss fur, it was not possible and to reduce crew. It is necessary to still have in the form that any sail ship, which goes without the load, could not manage without its substituting fixed ballast ("Cutty Surk" assumed 460 t), which and by itself cost money, even if this was stone or sea sand. Finally, it was worthwhile money to pack and to remove ballistae. Work with the ballast, naturally, was laid on the probationers; experienced seamen in that period was counted on board not more than eight people!
 
Passed the days of the misfortunes, which there is no time were brought down to the vessel. It vudzhet it contained clipper in the outstanding state and he excellently commanded it, accomplishing express floatings. "Cutty Surk" that time carried out them so good that old Willis, who did not lose obtrusive idea, planned to make one additional attempt to beat "tea" record. In 1886 he again sent "Cutty Surk" into Shanghai after the tea. For the last time! It delivered into China scrap metal (this transportation it cost nothing!). As one would expect, tea for the clipper it did not prove to be - they in vain stood here four months. In order not to be late after the fur, it was necessary in the ballast to go to sydney. Thus, the records Of "fermopil" (from the thames to Melbourne - 60 days, from Melbourne to Shanghai - 28 days, from Shanghai to the thames - 91 days) so remained unsurpassed!
 
Then on the woolen line "Cutty Surk" did not know the equal: it are the officially registered in Lloyd's offise records during the floating from sydney or Newcastle to the thames - this 67, 69, 70 days. It was here conquered and but known to that of the defeats Of "fermopily"! In 1887. "Cutty Surk" delivered fur in 71 days, to 8 days after passing "fermopily" and to 18-20 days - average of clipper!
 
Today in the hold Cutty Surk. The exhibition of nose adornments is ship XIX of century from long John Silvera's collection - captain J. S. Kambers <<< Today in the hold "Cutty Surk". The exhibition of nose adornments is ship XIX of century from long John Silvera's collection - captain J. S. Kambers
 
WAY Into THE IMMORTALITY
 
But all this - race, gale passages, victories - proved to be useless. Old Willis forced was to acknowledge in to this at least to himself. The transportation of a small quantity of load cost increasingly more, increasingly more intensively they were displaced clipper - already, also, from the Australian lines - by powerful steamships with the usovershenstvovannymi machines. And although "fermopily", sold into Canada to five years, still placed records in the trans-Pacific Ocean trade and two famous rivals continued to fight with each other, days of both were considered. Finally both vessels were sold to lissabonskim shipowners. "fermopily" it became training ship "Pedro Nunez" of Portuguese VMF, while "Cutty Surk", in 1895 renamed into "fereyru" - on the surname of the new masters of the brothers Of fereyra, still many years transported loads in the Atlantic waters.
 
Again and again fought clipper with the violent storms. Control again lost and hundreds of miles it went with the emergency steering gear. During the storm in the waters of the West Indies "fereyru" it rejected to the sand-bar, but, in spite of the pessimistic predictions, vessel satisfactorily descended from it, after obtaining only insignificant damages. The high-quality made housing remained in the excellent state. Clipper completed still numerous transatlantic voyages - from Lisbon or Oporto it walked to Rio de Janeiro, to the coast of West Africa, to the islands of green cape. From time to time it occurred also on the native land, attending Liverpool, cardiff, London...
 
Nose adornment of one of the heirs  Cutty Surk - - training sail ship sagresh (Portugal). Photos from the journal Morze <<<Nose adornment of one of the "heirs" "Cutty Surk" - training sail ship sagresh (Portugal). Photos from the journal Morze.
 
During May 1916 in it is coast South America "fereyra" it were deprived of masts. To restore complete armament was dear, clipper they re-armed barkentinoy; nevertheless its light and graceful housing went well also with the reduced wind-resistance area. For "fereyre" it was possible to pass by unharmed through all dangers, which was on the watch it in the First World War. But time went, floatings of the old vessel, which stands on the threshold of 50 - anniversary, became increasingly more shortly, although the Portugese tried to contain the former clipper as possible better.
 
Since 1922 "Cutty Surk" proved to be unable to justify its existence in the eyes of shipowners. Ship was too small, but it had too great a sagging and it could not call at shallow ports, it bypassed too dearly in order to convey on it the loads of the skin or guano. Was said postwar depression. With such sad circumstances, when vessel, ending its last voyage, stood in the moorage in Falmute, and masters decided how to enter with it further, to it randomly focused attention one British captain, who once floated on "To katti Sark": with captain it was brought to pass on it not one voyage under the command Of vudzheta. Such is not forgotten! And here now it did not believe to its eyes, learning in the neglected old sailboat once splendid clipper. Neither strange name nor strange flag nor painted aboard false cannon ports could lead him into error. After estimating its possibilities, Doumen decided to purchase the renowned vessel, which meanwhile left into Portugal, and to try to preserve it. On the happiness the price did not prove to be excessive (3750 pounds), it became owner "To katti Sark" and it towed away it to the native shores, again in Tyuey falmut. Doumen restored clipper, after converting it into the training ship. Into its plans it entered to equip clipper with the complete complete set of sails itself to leave on it to sea with the future captains. Death interfere withd carrying out a wonderful dream.
 
Difficult it was to learn in neglected barkentine with the painted ports proud clipper. Photograph of 1922. <<< Difficult it was to learn in neglected barkentine with the painted ports proud clipper. Photograph of 1922.
 
The widow of captain presented vessel to sea college, also, in 1938. 38 clipper with the the old Vudzhetom on the bridge towed away from Falmuta to the location of college - into the thames and made fast on the barrels next to the renowned training ship "uorchester". On this stand as the training mother ship it was during the entire II world war, repeatedly was located by Pa of the face of loss - German aircraft roared above it, bombs all around fell, the languages of fire rose.
 
It there remained until the special created society of retention "To katti Sark" is made a decision about its transformation into the national monument. On 10 December, 1954, clipper completed quite last voyage - small passage on the thames to the area of eternal parking in Greenwich. During the flow they introduced vessel into the ferroconcrete foundation area of 6- meter depth, and when water was shrewd and the clipper of villages to the advanced under the bottom keelblocks, cross connection they sealed.
 
The proud inscription appeared on the end wall of the dry dock: "here remains" To katti Sark "as the monument of its time as the tribute of respect to people and to the ships of the epoch of sail".
 
upward to the menu
яндекс.ћетрика Business Key Top Sites

Перекресток Птицы:  главная |  проекты |  мастерская |  хобби |  библиотека |  друзья |  форум

История клипера "Катти Сарк"

Из книги Ивана Григорьевича Шнейдера "Операция парус. Наследники Катти Сарк"
СЧАСТЛИВАЯ ОШИБКА СТАРОЙ БЕЛОЙ ШЛЯПЫ
ЧАЙНЫЕ РЕЙСЫ
НА КРАЮ ГИБЕЛИ
ШЕРСТЯНЫЕ РЕЙСЫ КАПИТАНА ВУДЖЕТА
Поэма Бернса
Расчет водоизмещения Катти Сарк
Теоретический чертеж клипера
Конструкция корпуса
Схема общего расположения
Устройство клипера
Схема парусности
 

ШЕРСТЯНЫЕ РЕЙСЫ КАПИТАНА ВУДЖЕТА
 
Тем временем капитан Мур сумел довольно хорошо проделать очередной рейс в Австралию с генеральным грузом и возвратился домой, обогнув мыс Горн, впервые с грузом шерсти. Уиллис несколько оживился, когда узнал, что его "Катти" дошла до австралийского Ньюкасла за 79 дней, а вернулась - за 82. Это было лучшее время перехода, по сравнению со всеми другими парусниками, которые шли тогда же и тем же путем. Соперники отстали, одни на две-три педели, иные - на месяц. Никто не хотел верить, что старый чайный клипер мог так ходить! Разгадка была, очевидно, в том, что в штормовых плаваниях вокруг мыса Горн, там, где другие суда вынуждены были убавлять паруса, чтобы не оказаться задавленными тяжелыми волнами, "Катти Сарк" с ее мощной кормой, низкими мачтами и усиленной оснасткой легко несла сравнительно большую парусность и хорошо шла даже с попутным штормом.' Как бы то ни было, в 1883 г. капитану и команде "Катти Сарк>> были принесены поздравления, а хозяин нежданно-негаданно хорошо заработал на аукционе шерсти. Судно, которое первым успевало к январскому аукциону, избавлялось от необходимости платить за хранение шерсти и, кроме того, получало "премию" в виде безоговорочного предоставления ему причала под погрузку-выгрузку на следующий рейс, а право подходить без очереди значило немало!
 
На юте - у штурвала Катти Сарк <<<На юте - у штурвала "Катти Сарк".
 
"Катти Сарк" выдвинулась в число суперклиперов, которые боролись за то, чтобы прибыть в порт разгрузки как можно раньше, - это был вопрос их существования, этого требовал бизнес. Немаловажное значение имела и гонка сама по себе: победы давали рекламу и также приносили выгоду судовладельцу.
 
"Катти Сарк", наконец-то, было воздано должное! Выдающихся достижений в шерстяных австралийских рейсах клипер достиг при капитане Ричарде Вуджете. Первые два плавания за шерстью совершил еще Мур, Остальные десять - Вуджет; всем им сопутствовал "потрясающий", как писали тогда, деловой успех.
 
Мур получал от Уиллиса на содержание клипера смехотворно мало - 200 фунтов в год. Существовала тогда странная традиция, по которой капитан должен был добавлять к получаемой сумме деньги из собственного заработка. Капитаны поневоле становились дельцами, старались использовать свое положение, чтобы делать маленький бизнес. Перевозили, например, пассажиров, занимались тем, что в наши дни именуется контрабандой: выкраивали в битком набитом судне какое-то пространство для "своего" груза (ассортимент мог быть весьма разнообразен: ликер, дамские шляпы, породистые щенки и т. д.). Пенсий в те времена не существовало, капитанам приходилось самим заботиться о том, как они будут доживать свой век после ухода на берег...
 
Вуджет проявил блестящие способности, командуя еще одним из самых худших судов Уиллиса: даже на 35-летней развалине "Колдстриме" умудрялся приносить доход. Он заслужил "Катти Сарк", а Старая Белая Шляпа получил двойной выигрыш.
 
Как упоминалось, Уиллис сократил численность экипажа на своих клиперах на треть, а кроме того, половину оставшихся членов команды стал заменять неопытными, но зато бесплатными практикантами. Едва ли не все парусники того времени были своего рода закрытыми учебными заведениями: согласно контракту с судовладельцем практиканты работали и попутно обучались морскому делу. Благодаря тому, что капитан Вуджет, как выяснилось, обладал недюжинными педагогическими способностями, 12-13-летние мальчики, выходившие в свое первое плавание на "Катти Сарк", впоследствии показывали себя много лучше иных взрослых. Им повезло: их обучал человек, одно имя которого служило лучшей рекомендацией для поступления в морской колледж. Ни один из них за все эти годы не сбежал с клипера, а ведь побеги с парусных судов того времени считались делом обычным (тем более, что в Австралии молодые люди имели перспективу и заработки). Но в конце концов никто из них и не остался на парусных судах: один за другим уходили они на пароходы. Беспримерные плавания вокруг мыса Горн были совершены, хотя и трудно в это поверить, благодаря мальчишеским рукам. Клипера выполнили свою миссию: воспитали первоклассных моряков для парового флота, создали силу, которая помогла ускорить гибель их самих...
 
Все труднее становилось оправдывать австралийские кругосветные рейсы, а другой работы не находилось. В течение 10 лет ежегодно "Катти Сарк" находилась в море около 5 месяцев (примерно 70 дней до Австралии и 80 дней обратно вокруг мыса Горн), пару недель принимала генеральный груз, менее чем за месяц грузила шерсть. Все остальное время уходило на ожидание груза: месяц за месяцем судно стояло в австралийских портах. Не было возможности сделать добавочный рейс, не рискуя при этом упустить шерсть, нельзя было и сокращать экипаж. Надо еще иметь в виду, что любой парусный корабль, идущий без груза, не мог обходиться без заменяющего его твердого балласта ("Катти Сарк" принимала 460 т), который и сам по себе стоил денег, даже если это был камень или морской песок. Наконец, стоило денег уложить и убрать баллист. Работа с балластом, естественно, возлагалась на практикантов; опытных моряков в тот период насчитывалось на борту не больше восьми человек!
 
Прошли дни несчастий, которые некогда обрушивались на судно. Вуджет содержал клипер в отличном состоянии и превосходно командовал им, совершая курьерские плавания. "Катти Сарк" той поры выполняла их так хорошо, что старый Уиллис, не потерявший навязчивой идеи, задумал сделать еще одну попытку побить "чайный" рекорд. В 1886 г. он снова отправил "Катти Сарк" в Шанхай за чаем. В последний раз! Она доставила в Китай металлолом (эта перевозка не стоила ничего!). Как и следовало ожидать, чая для клипера не оказалось - напрасно простояли здесь четыре месяца. Чтобы не опоздать за шерстью, пришлось в балласте идти на Сидней. Таким образом, рекорды "Фермопил" (от Темзы до Мельбурна - 60 дней, от Мельбурна до Шанхая - 28 дней, от Шанхая до Темзы - 91 день) так и остались непревзойденными!
 
Зато на шерстяной линии "Катти Сарк" не знала равных: ее официально зарегистрированные в оффисе Ллойда рекорды при плавании от Сиднея или Ньюкасла до Темзы - это 67, 69, 70 дней. Здесь был побежден и но знавший до того поражений "Фермопилы"! В 1887 г. "Катти Сарк" доставила шерсть за 71 день, на 8 суток обогнав "Фермопилы" и на 18-20 суток - средние клипера!
 
Сегодня в трюме Катти Сарк. Выставка носовых украшений судов ХIХ века из коллекции Длинного Джона Сильвера -капитана Дж. С. Камберса <<< Сегодня в трюме "Катти Сарк". Выставка носовых украшений судов ХIХ века из коллекции "Длинного Джона Сильвера" - капитана Дж. С. Камберса
 
ПУТЬ В БЕССМЕРТИЕ
 
Но все это - гонки, штормовые переходы, победы - оказалось напрасным. Старый Уиллис вынужден был признаться в этом хотя бы самому себе. Перевозка малого количества груза обходилась все дороже, все интенсивнее вытеснялись клипера - уже и с австралийских линий - мощными пароходами с усовершенствованными машинами. И хотя "Фермопилы", проданный в Канаду на пять лет, еще ставил рекорды в транстихоокеанской торговле и два знаменитых соперника продолжали бороться друг с другом, дни обоих были сочтены. В конце концов оба судна были проданы лиссабонским судовладельцам. "Фермопилы" стал учебным кораблем "Педро Нуньес" португальского ВМФ, а "Катти Сарк", в 1895 г. переименованная в "Ферейру" - по фамилия новых хозяев братьев Ферейра, еще много лет перевозила грузы в атлантических водах.
 
Снова и снова боролся клипер с жестокими штормами. Еще раз потерял руль и сотни миль шел с аварийным рулевым устройством. Во время шторма в водах Вест-Индии "Ферейру" выбросило на мель, но, вопреки пессимистическим предсказаниям, судно благополучно сошло с нее, получив лишь незначительные повреждения. Добротно сделанный корпус оставался в прекрасном состоянии. Клипер совершил еще немало трансатлантических рейсов - из Лиссабона или Опорто ходил в Рио-де-Жанейро, к побережью Западной Африки, островам Зеленого Мыса. Время от времени бывал и на родине, посещая Ливерпуль, Кардифф, Лондон...
 
Носовое  украшение  одного из наследников  Катти   Сарк - учебного парусного судна <<<Носовое украшение одного из "наследников" "Катти Сарк" - учебного парусного судна "Сагреш" (Португалия). Фото из журнала "Morze".
 
В мае 1916 г. у берегов Южной Америки "Ферейра" лишился мачт. Восстанавливать полное вооружение было дорого, клипер перевооружили баркентиной; тем не менее ее легкий и грациозный корпус хорошо шел и с уменьшенной парусностью. "Ферейре" удалось пройти невредимой через все опасности, которые подстерегали ее в первую мировую войну. Но время шло, плавания старого судна, стоящего на пороге 50-летия, становились все короче, хотя португальцы и старались содержать бывший клипер как можно лучше.
 
С 1922 г. "Катти Сарк" оказалась не в состоянии оправдывать свое существование в глазах судовладельцев. Корабль был слишком мал, но имел слишком большую осадку и не мог заходить в мелководные порты, обходился слишком дорого, чтобы возить на нем грузы кожи или гуано. Сказалась и послевоенная депрессия. При таких-то печальных обстоятельствах, когда судно, кончая свой последний рейс, стояло у причала в Фалмуте, а хозяева решали, как поступить с ним дальше, на него случайно обратил внимание один британский капитан, когда-то плававший на "Катти Сарк": капитану довелось пройти на ней не один рейс под командой Вуджета. Такое не забывается! И вот теперь он не верил своим глазам, узнавая в запущенном старом паруснике когда-то великолепный клипер. Ни странное название, ни чужой флаг, ни намалеванные на борту фальшивые пушечные порты не могли ввести его в заблуждение. Прикинув свои возможности, Доумен решил купить прославленное судно, тем временем ушедшее в Португалию, и постараться сохранить его. По счастью цена не оказалась чрезмерной (3750 фунтов), он стал владельцем "Катти Сарк" и отбуксировал ее к родным берегам, снова в Фалмут. Доумен восстановил клипер, превратив его в учебное судно. В его планы входило оснастить клипер полным комплектом парусов и самому выйти на нем в море с будущими капитанами. Смерть помешала осуществить чудесную мечту.
 
Трудно   было  узнать в  запущенной  баркентине с накрашенными портами гордый клипер. Снимок 1922 г. <<< Трудно было узнать в запущенной баркентине с накрашенными портами гордый клипер. Снимок 1922 г.
 
Вдова капитана подарила судно Морскому колледжу и в 1938 г. 38 клипер со старым Вуджетом на мостике отбуксировали из Фалмута к месту расположения колледжа — в Темзу и ошвартовали на бочках рядом с прославленным учебным кораблем «Уорчестер». На этой стоянке в качестве тренировочного судна-базы и пребывал он в течение всей II мировой войны, не раз находился па грани гибели — над ним ревели немецкие самолеты, вокруг падали бомбы, вздымались языки огня.
 
Там оставался он до тех пор, пока специально созданное Общество сохранения «Катти Сарк» не приняло решения о его превращении в национальный памятник. 10 декабря 1954 г. клипер совершил самый последний рейс — небольшой переход по Темзе к месту вечной стоянки в Гринвиче. Во время прилива судно ввели в железобетонный котлован 6-метровой глубины, а когда вода ушла и клипер сел на выставленные под днищем кильблоки, перемычку заделали.
 
На торцевой стенке сухого дока появилась гордая надпись: «Здесь сохраняется «Катти Сарк» как памятник своего времени, как дань уважения людям и кораблям эпохи паруса».
 
вверх к меню
Яндекс.Метрика Business Key Top Sites

Услуги импорт товаров из сша в Россию.