|
||
![]() | ||
|
||
![]()
вступительное слово
кольчуга и пластинчатая броня. X-XI век шлем с бармицей. X век кольчуга (схема изготовления) панцирь чешуйчатый. XI век колющее оружие шеломы. XI-XIII века доспехи из пластин и чешуи ратник. XII век кольчуга. XII-XIII века рубящее оружие шлем с полумаской и бармицей. XII-ХIII века панцирь пластинчатый. ХIII век щиты лучник. ХIII век ударное оружие доспехи. XIII-XIV века стяг самострел. XIV век метательное оружие колонтарь. XIV век байдана. XV век куяк. XVI век мечи и сабли юшман. XVI век чалдар (конский убор). XVI век шлемы лучник. XVI век тегиляй. XVI век бахтерец и тарч. XVI век зерцало. XVII век рында. XVI-XVII века парадные доспехи. XVII век Реклама: |
Чалдар (конский убор). XVI век
Художник Владимир Семенов. ![]()
Седла, чепраки и чалдары (конские покровы, набранные из металлических блях, нашитых на сукно, закрывавшие круп, бока и грудь лошади и имевшие определенное защитное назначение) богато отделывались золотом, эмалями, драгоценными камнями. Дженкинсон. посетивший Москву в 1557 году, писал: "Седла их делают из дерева и жил, они золотятся, украшаются дамасскою работою и покрываются сукном или сафьяном". Как парадные, так и боевые русские седла отличались оригинальной конструкцией, опираясь на спину коня только седельными полками: передняя лука была высокая, в большинстве случаев с наклоном вперед. Заднюю луку делали более низкой, отлогой, вследствие чего она не стесняла поворота в седле.
Барон Сигизмунд Герберштейн, дважды посетивший Москву с дипломатической миссией в начале XVI века, так описывает тогдашнее конское убранство, принятое в русском войске: "... седла приспособлены у них с таким расчетом, что всадники могут безо всякого труда поворачиваться и натягивать лук... повод от узды у них в употреблении длинный и на конце прорезанный; они привязывают его к пальцу левой руки, чтобы можно было схватить лук и, натянув его, пустить в ход. Хотя они вместе и одновременно держат 8 руках узду, лук, саблю, стрелу и плеть, однако ловко и безо всякого затруднения умеют пользоваться ими". Русские стремена имели в основном две формы: одни с узкой дужкой и круглым основанием, другие - в виде согнутой неширокой полосы, суживающейся кверху. Конструкция русской сбруи идеально отвечала требованиям, предъявлявшимся условиями войны с кочевниками, основным противником Московского государства. А. Юрасовский реклама: |
|
"Русские доспехи X-XVII веков". Художник Владимир Семенов. © Изобразительное искусство". Москва. 1983 |
||
![]() |