|
||
![]() | ||
|
||
![]()
вступительное слово
кольчуга и пластинчатая броня. X-XI век шлем с бармицей. X век кольчуга (схема изготовления) панцирь чешуйчатый. XI век колющее оружие шеломы. XI-XIII века доспехи из пластин и чешуи ратник. XII век кольчуга. XII-XIII века рубящее оружие шлем с полумаской и бармицей. XII-ХIII века панцирь пластинчатый. ХIII век щиты лучник. ХIII век ударное оружие доспехи. XIII-XIV века стяг самострел. XIV век метательное оружие колонтарь. XIV век байдана. XV век куяк. XVI век мечи и сабли юшман. XVI век чалдар (конский убор). XVI век шлемы лучник. XVI век тегиляй. XVI век бахтерец и тарч. XVI век зерцало. XVII век рында. XVI-XVII века парадные доспехи. XVII век Реклама: |
Стяг
Художник Владимир Семенов. ![]()
"Выступи полк... и подъяша стяг" (Ипатьевская летопись). Значение стяга в древнерусских ратях огромно. Перед началом сражения вокруг стяга в боевом порядке строилось войско; когда битва распадалась на ряд отдельных рукопашных схваток, стяг служил для воинов ориентиром, местом сбора, указателем хода боя. Если враг "досекошася до стяга и стяг подсекоша", это означало поражение, и за этим неизбежно следовало бегство войска. Поэтому в междукняжеских войнах к овладению княжеским стягом направлялись все усилия соперников: судьба стяга решала судьбу битвы, и вокруг него разыгрывалась самая жестокая сеча. На стяге первоначально вывешивалась эмблема князя; к концу XIV века на стягах начинают помещать образ Иисуса. "...И велел государь херугви христианьскые розвертити, сиречь знамя, на них образ господа нашего Иисуса Христа" (Никоновская летопись о Куликовской битве). Примерно тогда же в употребление входит термин -знамя". Оба названия - "стяг" и "знамя" до XVII века существуют параллельно; в XVII веке слово "стяг" уже не встречается. В XVI веке знамя уже было в каждом полку ("большое знамя"); у сотен, на которые делились полки, были "меньшие знамена".
Знамена жаловались царем Донскому и Запорожскому войску, выдавались воеводам для похода и для службы, посылались в Астрахань князьям черкасским. Знамена отличались друг от друга по достоинству, символизируя степень важности их носителя. А. Юрасовский реклама: |
|
"Русские доспехи X-XVII веков". Художник Владимир Семенов. © Изобразительное искусство". Москва. 1983 |
||
![]() |